ЗАДЕРАЦКИЙ, Всеволод Петрович (21.XII.1891 — 1.II.1953) — русский и украинский композитор и пианист.
   Родился в семье инженера Львовско-Ровенской железной дороги, в г. Ровно.
   В 1897 г. семья переехала в Курск, проживали на ул. Кондыревской, 12 (ныне Димитрова). Здесь Задерацкий пошел в школу. Увлекался музыкой, играл на пианино. Поступил в Музыкальные классы Курского отделения Российского Музыкального Ощества. А. М. Абазы. Там его заметили и способствовали раскрытию таланта.
   В Музыкальных классах он познакомился со своей будущей женой - Натальей Пасечник.
   В 1910 г. по окончании школы приехал в Москву, где поступил в консерваторию. Одновременно изучал композицию (у С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова), фортепиано (у Г. Пахульского) и дирижирование (у А. Орлова). Параллельно окончил юридический факультет Московского университета.
   В 1915-1916 гг. — учитель музыки в царской семье, где обучал музыке цесаревича Алексея.
   В 1916 г. по окончании университета призван в действующую армию — офицер. Участвует в Первой мировой войне.
   В 1918—1920 гг. в Добровольческой армии генерала А. Деникина. Попадает в плен к красным, и те собираются расстрелять белогвардейского офицера. Находясь в экспроприированном большевиками особняке, в отчаянии всю ночь играет на рояле. Его игру услышал Ф. Дзержинский и выдал музыканту охранную грамоту, где пишет, буквально, следующее : "Сохранить жизнь, определить место жительства". Его сослали в Рязань.
   С середины 1920-х гг. начал выступать как пианист, дал множество сольных концертов, выступал вместе с известным басом Григорием Пироговым.
   В 1926 г. арестован органами ВЧК как бывший белогвардеец и заключен в рязанскую тюрьму. Всё нотные записи композитора до этого времени уничтожены во время ареста.
   В заключении Задерацкий пытался окончить жизнь самоибийством. Через два года его отпустили.
   В 1929 г. получил разрешение жить и работать в Москве.
   С 1930 г. значился штатным композитором Всесоюзного радио, числился в творческом объединении АСМ (Ассоциация современной музыки, в 1932 ликвидировано).
   В этот период им написаны опера «Кровь и уголь» (не сохранилась), симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики» (1928), «Тетрадь миниатюр» (1929), «Фарфоровые чашки» (1932), Лирическая симфониетта (1932), вокальный цикл для баса «Гротеск Ильи Сельвинского» (1931). Тогда же подвергается критике за формализм.
   В 1934 г. выслан в Ярославль, заочно учился в ГИТИСе. Написал три «Симфонических плаката», оперу «Валенсианская вдова» (по Лопе де Вега), две камерные симфонии, 24 прелюдии (1933—1934), 24 прелюдии и фуги (1937), множество вокальных сочинений, среди которых — цикл «De profundis».
   В 1937 г. арестован в Ярославле по обвинению "распостранение фашистской музыки", заключен в тюрьму, и получил 6 лет лагерей без права переписки.
   В июле 1939 г. освобождён из СевВостЛага (СВИТЛ) в связи с закрытием дела. В лагере сумел написать одно из самых значительных своих произведений - "24 прелюдии и фуг для фортепиано".
   В феврале 1940 г. вернулся в Ярославль.
   В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) эвакуировался с семьёй в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме М. Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по А. Твардовскому), сборник песен «Дыхание войны», фортепианная сюита «Фронт» (1944), другие сочинения.
   С 1945 г. жил в Житомире.
   В 1946 г. снова вернулся в Ярославль.
   В 1948 г. — делегат первого Съезда советских композиторов.
   С 1949 г. жил во Львове ( Украина). Его приняли в консерваторию преподавателем фортепиано, камерного ансамбля и истории фортепианного исполнительства.
   В это время он впервые попытался сделать свои сочинения «исполняемыми» посредством корректив музыкального языка. Он сочинил два фортепианных концерта для детей, которые в полной мере соответствовали поставленным партией требованиям народности, простоты и доступности. Второй концерт использовал даже в качестве тематического материала исключительно украинские, русские и белорусские народные песни.
   Руководство украинского Союза композиторов похвалило это произведение и рекомендовало его для концерта Союза в Киеве. Но еще до премьерного исполнения этого сочинения в Львов из Москвы приехала комиссия центрального Союза композиторов, которой поручено разоблачить формалистов в провинции. Задерацкий со своей «непростой» биографией казался идеальной жертвой, и его произведение подверглось уничтожающей критике.
   Скончался Задерацкий во Львове, там и похоронен.

   В 1970-е гг. издательство «Музычна Украина» в Киеве опубликовало некоторые фортепианные сочинения Задерацкого, в том числе "24 прелюдии и фуг для фортепиано", 7 фуг, сонату №5 и три цикла конца 1920-х.
   В начале 1980-х гг. в ГДР в издательстве «Петерс» в Лейпциге, издано собрание фортепианных произведений раннего советского авангарда, в том числе две пьесы Задерацкого.
   В 2003 г. музыкальная академия во Львове к 50-летию со дня смерти композитора начала издавать собрание его сочинений в восьми томах.
   В 2004 г. состоялась концертная премьера некоторых его произведений.
   В 2007 г. сочинение "24 прелюдии и фуг для фортепиано" опубликовано в Москве.
   В 2009 г. в Органном зале Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки состоялись церемония передачи архива В.П. Задерацкого Музею им. Глинки и презентация CD диска - "Прелюдии. Шостакович. Задерацкий", выпущенного немецкой фирмой «Haenssler».
   В московском издательстве "Композитор" вышла книга о судьбе Задерацкого «Per aspera...» («Через тернии...»), ставшей «Книгой года » в рейтинге общероссийской газеты «Книжное обозрение».
   2 сентября 2015 г. в память о Задерацком, в Курске, на доме где он проживал, ул. Димитрова, 12 установлена памятная доска.

   Ист.: Nemtsov J. «Ich bin schon langst tot». Komponisten im Gulag: Vsevolod Zaderackij und Aleksandr Veprik//Osteuropa, 2007, № 6;
   Калужский М. Репрессированная музыка. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007;
   Задерацкий-младший, Потерявшаяся страница культуры. Музыкальная академия № 3. 2005.

На главную страницу